Каждые несколько секунд наши веки автоматически закрываются и наши глазные яблоки откатываются в глазницах. Так почему моргание не ввергает нас в перемежающиеся темноту и свет? Новое исследование во главе с учеными Калифорнийского университета в Беркли показывает, что мозг работает очень усердно, чтобы стабилизировать наше видение вопреки движениям наших глаз.
Ученые Калифорнийского университета в Беркли, Наньянского технологического университета в Сингапуре, Парижского университета Декарта и Дартмутского колледжа обнаружили, что моргание не только смазывает сухие глаза и защищает их от раздражения. В исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, они обнаружили, что когда мы моргаем, наш мозг перемещает наши глазные яблоки так, чтобы мы могли оставаться сфокусированными на том, на что смотрели.
Когда наши глазные яблоки откатываются в своих глазницах во время моргания, они не всегда возвращаются на то же место, когда мы снова открываем глаза. Это смещение заставляет мозг активизировать мышцы глаз, чтобы перестроить наше зрение, говорит ведущий автор исследования Джеррит Маус, доцент кафедры психологии Наньянского технологического университета.
«Мышцы наших глаз довольно вялые и неточные, так что мозг должен постоянно адаптировать их моторные сигналы, чтобы убедиться, что наши глаза направлены туда, куда мы предполагаем, — говорит Маус. — Наши результаты показывают, что мозг измеряет разницу между тем, что мы видим перед собой до и после моргания, и дает команды глазным мышцам сделать необходимые корректировки».
С точки зрения общей картины, если бы мы не обладали этим мощным глазодвигательным механизмом, в частности, когда моргаем, наше окружение предстало бы темным, хаотичным и дрожащим, говорят исследователи.
«Мы воспринимаем согласованность, а не преходящую слепоту, потому что мозг соединяет точки для нас», — утверждает соавтор исследования Дэвид Уитни, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли.
«Наш мозг делает много предвычислений, чтобы компенсировать приблизительность нашего перемещения в мире, — сказал соавтор Патрик Кавана, профессор психологии и нейрофизиологии Дартмутского колледжа. — Это как стэдикам разума». (Steadicam — носимая система стабилизации съёмочной камеры).
Дюжина молодых здоровых людей участвовала в том, что Маус в шутку назвал «самым скучным из когда-либо проводившихся экспериментов». Участники исследования сидели в темной комнате в течение длительного времени, глядя на точку на экране, тогда как инфракрасные камеры отслеживали движения их глаз и моргание в режиме реального времени.
Каждый раз, когда они моргали, точка переносилась на один сантиметр вправо. В то время, как участники не замечали небольшого сдвига, глазодвигательная система мозга зарегистрировала движение и научилась перемещать линию взора прямо на точку.
После 30 или около того синхронизаций моргания с движением точки глаза участников регулировались во время каждого моргания и автоматически перемещались к тому месту, где они предвычислили местоположение точки.
«Даже если сознание участников не зарегистрировало перемещения точки, их мозг сделал это и отрегулировал корректирующими движениями глаз, — поясняет Маус. — Эти выводы помогают лучше понять, как мозг постоянно адаптируется к изменениям, командуя нашими мышцами, чтобы исправить ошибки аппарата наших тел».