Согласно данным недавнего исследования, отслойку пигментного эпителия сетчатки (ПЭС) любого размера можно эффективно лечить с помощью ежемесячных или по необходимости [PRN] инъекций ранибизумаба у больных с неоваскулярной возрастной макулярной дегенерацией (ВМД).
Дэвид Сарраф, доктор медицинских наук из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, и его коллеги провели ретроспективный анализ исследования HARBOR и опубликовали результаты в октябрьском номере журнала Ophthalmology.
«Ежемесячная или по необходимости (PRN) доза ранибизумаба 0,5 мг эффективно лечила отслойку ПЭС у пациентов с неоваскулярной ВМД, а также значительно улучшила их зрение независимо от состояния отслойки и ее высоты, — пишут авторы. — Этот анализ не показал никакого дополнительного преимущества более высокой дозы ранибизумаба (2,0 мг)».
Хотя их патогенез до конца не изучен, отслойки ПЭС возникают у до 62% пациентов с поздними стадиями неоваскулярной ВМД и являются важными маркерами тяжести заболевания. Без лечения около половины пациентов с впервые диагностированной отслойкой ПЭС будут испытывать значительную потерю остроты зрения в течение 1 года.
Появление антиваскулярных факторов роста эндотелия (анти-VEGF) значительно улучшило лечение неоваскулярной ВМД, но предыдущие проспективные и небольшие ретроспективные исследования дали смешанные результаты анти-VEGF терапии при отслойке ПЭС.
Имея это в виду, доктор Сарраф и его коллеги провели разведочный анализ подгрупп исследования 3 фазы HARBOR, чтобы оценить эффект лечения отслоек ПЭС ранибизумабом в течение 2-х лет. «Этот субанализ HARBOR является крупнейшим исследованием пациентов с неоваскулярной ВМД и отслойкой ПЭС, получавших интравитреальные инъекции ранибизумаба», — говорят авторы.
В HARBOR 1097 лечившихся пациентов с субфовеальной ВМД были рандомизированы на один из четырех режимов интравитреальных инъекций ранибизумаба: 0,5 мг ежемесячно, 0,5 мг PRN, 2,0 мг ежемесячно или 2,0 мг PRN. Пациенты получали интравитреально три месячные дозы ранибизумаба 0,5 мг или 2,0 мг в начале исследования. Пациенты в ежемесячных группах затем продолжали терапию, в то время как группы PRN оценивали каждый месяц и повторно вводили препарат по мере необходимости в течение оставшегося 21 месяца на основе данных об остроте зрения и спектральной оптической когерентной томографии (ОКТ).
В своем ретроспективном анализе д-р Сарраф и его коллеги проанализировали данные всех 1097 пациентов и обнаружили, что 598 (54,5%) имели отслойку ПЭС на начало исследования. Исследователи классифицировали отслойки по высоте: маленькие (35 — 164 мкм), средние (164,5 — 233 мкм), большие (233,25 — 351 мкм) или очень большие (352 — 1395,5 мкм).
Они обнаружили, что за 24 месяца измеренная острота зрения с наилучшей коррекцией (BCVA) во всех группах улучшилась, и успехи были сопоставимы у пациентов с отслойкой ПЭС на исходном уровне и без отслойки: ранибизумаб 0,5 мг ежемесячно (+9,0 букв против +11,3 буквы), ранибизумаб 0,5 мг PRN (+8,4 буквы против +7,9 буквы), ранибизумаб 2,0 мг ежемесячно (+ 7,1 буквы против +11,1 буквы), ранибизумаб 2,0 мг PRN (+7,2 буквы против +8,8 буквы).
Оценивая изменения средней остроты зрения с коррекцией в зависимости от высоты отслойки на исходном уровне, исследователи также обнаружили сопоставимые улучшения за 24 месяца во всех группах лечения, за исключением пациентов с очень большими отслойками (≥352 мкм), которые получали ранибизумаб 2,0 мг в месяц (в среднем изменение остроты зрения с коррекцией составило -0,8 буквы).
Хотя анатомический ответ с точки зрения среднего изменения высоты отслойки от исходного уровня за 24 месяца был несколько лучше у больных, получавших 2,0 мг ранибизумаба (ежемесячно -191,1 мкм, PRN -201,6 мкм), чем у тех, кто получал 0,5 мг ранибизумаба (ежемесячно -155,9 мкм, PRN -165,8 мкм), это не привело к дополнительному прибавлению остроты зрения.
По истечении 24 месяцев пациенты, получавшие 2,0 мг ранибизумаба ежемесячно или по необходимости, также имели более высокие показатели разрешения отслойки ПЭС, чем те, кто получал 0,5 мг ранибизумаба ежемесячно или по необходимости (70,4% или 57,3% против 53,2% или 44,5%); Тем не менее, они не испытывали большего увеличения остроты зрения (примерно 7 букв против 8 — 9 букв), отмечают авторы.
«Эти данные свидетельствуют о том, что полное разрешение отслойки ПЭС не является необходимым условием для увеличения остроты зрения, — говорят авторы. — Фактически, пациенты с очень большой отслойкой, которые получали 2,0 мг ранибизумаба ежемесячно, имели в среднем снижение зрения в течение 24 месяцев, хотя показатели изменения остроты зрения с коррекцией от исходного уровня у этих больных сильно варьировались (диапазон -62 — 30 букв)».
Вместе с тем, д-р Сарраф и его коллеги также признают ограниченность этого исследования. В частности, потому что это был разведочный ретроспективный анализ подгруппы, выводы могут быть результатом случайности и поэтому их следует интерпретировать с осторожностью, объясняют они. Кроме того, так как тип отслойки ПЭС исходно не оценивали, влияние типа отслойки на результаты не могло быть определено.
«Несмотря на эти ограничения, этот субанализ все же предоставляет ранее недоступные данные об эффективности терапии ранибизумабом у около 600 больных с отслойками ПЭС».